Как используют фазу на Востоке или Тибетская йога сновидений в традиции Бон

Практика йоги сновидений приводит к развитию способности попадать в осознанные сновидения (когда спящий понимает, что видит сон и может делать все, что захочет). Такая способность, по мнению учителей традиции Бон, не является целью практики, однако служит одним из главных инструментов, используемых идущим по пути для освобождения от бесконечных перерождений в мирах Сансары.

%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d1%83%d1%8e%d1%82-%d1%84%d0%b0%d0%b7%d1%83-%d0%bd%d0%b0-%d0%b2%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d0%ba%d0%b5-%d0%b8%d0%bb%d0%b8-%d1%82%d0%b8%d0%b1

По традиции (да и в реальной практике), осознанные сновидения имеют много уровней. Крайний нижний — это состояние, при котором человек осознает, что спит, однако у него недостаточно ясности и способности управлять сюжетом сновидения.

Высший уровень осознанности подразумевает полный контроль над происходящим в сновидении. В таком состоянии можно беспрепятственно делать буквально все, что угодно, а степень реалистичности зачастую в разы ярче, нежели в состоянии бодрствования.

Не могу не отметить тот факт, что на сегодняшний день проблема низкого уровня осознанности и нечеткости окружающего пространства в осознанном сновидении легко решается правильным применением техник стабилизации. В большинстве случаев удается в течение буквально нескольких секунд перейти от крайнего низшего уровня к высшему, гиперреалистичному.

Читать далее:

Совершенно ясно, что сновидения и физический мир не принадлежат к одному и тому же измерению. Если во сне вы стали обладателем чемодана валюты, то, вернувшись в бодрствование, конечно, его не обнаружите. Однако цель состоит в том, чтобы разорвать цепочку стереотипов, психологических блоков и барьеров, устраняя ограничения ума.

Из этого следует, что в числе прочего традиция Бон использует практику осознанного сновидения в целях развития гибкости ума. Достижение этой гибкости и осознание того, что, по сути, мы не являемся тем, с чем отождествляем себя, одновременно являясь всем, то есть чистым восприятием, есть поистине ключевой и кардинальный поворот на духовном пути каждого, кто следует тибетской традиции йоги сновидений.
Должен отметить, что абсолютно все древние и современные традиции и методики, подразумевающие развитие (личностное и/или духовное), в той или иной мере используют достижение гибкости ума. Разными остаются лишь названия и степень этой самой гибкости…

Почему же гибкость ума столь важна? Дело в том, что область наших переживаний омрачается и сужается ограничивающими заблуждениями и стереотипами. До тех пор пока они имеют место быть, человек находится в ловушке ложной реальности и не способен обрести свободу. Хорошо развитая гибкость ума — это, пожалуй, единственный инструмент, позволяющий нам преодолеть влечение и неприязнь — основные факторы, уводящие людей от понимания своей истинной природы.

Тибетская йога сновидений гласит, что в осознанных сновидениях мы учимся преображать все, с чем сталкиваемся. Мы способны делать там все, что угодно, и воздействовать на любые объекты и обстоятельства, меняя их по своему усмотрению. Постепенно, по мере разрушения привычных, укоренившихся рамок и стереотипов, наш ум приобретает гибкость и податливость. Вначале в сновидении развивается осознанность, а затем и гибкость. Далее задача идущего по Пути — начать применять два этих фактора в повседневной жизни.

Вследствие всего этого человек вдруг начинает осознавать, что механизмы воздействия на ход течения сновидения и реальности идентичны по своей сути. Фактически мы можем преображать все что угодно во все что угодно. Единственная ограничивающая планка таится лишь в степени гибкости нашего ума. К примеру, можно легко преобразовать депрессию, страх, отчаяние, гнев и рассеянность в счастье, отвагу, уверенность, любовь и осознанное присутствие. Для этого используется тот же самый вид намерения, с помощью которого мы управляем осознанным сновидением.

Однако, как и в случае с развитием любого навыка, необходимо соблюдать дисциплину и систематичность в практике осознанных сновидений. Полный контроль над своими эмоциями и способность управлять ими, по мнению учителей бонской традиции, ослабляет, а впоследствии и совсем разрывает связь наших энергетических центров с шестью мирами Сансарного бытия, сохраняя огромное количество энергии, которую теперь можно направлять в созидательные русла, переходя на более высокие ступени развития, ведущие к освобождению.
Должен отметить, что по принципу управления пространством в осознанном сновидении можно реально влиять на пространство, выводя себя на те линии жизни, которые нам более по душе, добиваясь тем самым материальных благ и определенного статуса в обществе.

К слову сказать, техническая составляющая этих практик нашла воплощение во многих западных практиках по управлению реальностью. Например, таких, как Трансерфинг. Тибетские мастера йоги сновидений прекрасно знают о таких возможностях, однако не считают погоню за сокровищами этого мира верным путем и расходуют энергию исключительно на достижение духовных богатств и благ, так как именно они ведут к истинному освобождению от бесконечных воплощений в Сансаре.

В «Материнской тантре» перечисляется одиннадцать разновидностей впечатлений, которые видимые проявления обычно вызывают в уме. Их всех нужно узнавать, проверять и преображать. Принцип для всех одинаков, но полезно обдумывать каждое из них по отдельности, чтобы дать своему уму возможность их преобразить. Эти разновидности таковы: величина, количество, качество, скорость, достижение, преображение, эманация, путешествия, способность видеть, встречаться и ощущать.

Рассмотрим эти впечатления

Величина.
В сновидениях величине мы обычно уделяем мало внимания, но в состоянии бодрствования — довольно много. Величина бывает малая и большая. Измените свой рост в сновидении: станьте маленькими, как насекомое, а затем большими, как гора. Сделайте из большой проблемы маленькую. Возьмите красивый цветочек и сделайте его большим, как солнце…

Количество.
Если во сне вы видите одного будду, увеличьте их число до ста или тысячи. Сделайте из тысячи проблем одну. В сновидении вы можете сжечь семена зарождающейся кармы. Используя осознавание, управляйте сновидениями, а не управляйтесь ими. Смотрите сон, а не позволяйте, чтобы он вам снился.

Качество.
Когда люди постоянно испытывают неприятные переживания, это происходит только потому, что они не знают, что переживания можно изменять. Следует не забывать о способности всё изменять и пользоваться ею во сне. Когда в сновидении вы сердитесь, превратите это чувство в любовь. Можно изменять страх, ревность, гнев, жадность, чувство постоянного ожидания и тупость. Ни одно из этих чувств не приносит пользы. Скажите себе, что их можно преодолеть, призвав на помощь преображение. Можно даже высказать это вслух, чтобы укрепить свое знание. Получив опыт преображения чувств в сновидении, вы сможете применять его в состоянии бодрствования. Так вы увеличиваете свою свободу и гибкость и освобождаетесь от прежней зависимости.

Скорость.
В сновидении всего за несколько секунд можно достичь очень многого, потому что всё заключается в уме. Замедлите переживание, пока каждое мгновение не станет целым миром. Посетите за одну минуту сотню мест. В сновидении есть только одно препятствие — ограниченность вашего воображения.

Достижение.
В сновидении можно достичь всего того, что вам не удалось исполнить в жизни. Выполняйте практики, пишите книги, переплывите океан, завершите всё, что необходимо.

Преображение.
Для тех, кто практикует Тантру, преображение очень важно, поскольку этот принцип лежит в основе тантрийской практики, но оно также важно и для всех нас. Учитесь преображаться. Пробуйте всё. Преобразитесь в птицу, в собаку, в гаруду, во льва, в дракона. Из злого человека преобразитесь в сострадательного, из ограниченного и завистливого — в открытого, чистого будду. Преобразитесь в йидама и в дакини. Это очень сильно способствует развитию гибкости и преодолению привычки не выходить за рамки собственного «я».

Эманация.
Она похожа на преображение. Преобразившись в йидама или в будду, эманируйте множество тел, которые могут принести пользу другим существам. Разделитесь на два тела, затем на три, на четыре, на столько, сколько сможете, а затем ещё больше. Сломайте ограничения, заставляющие вас воспринимать себя как одно обособленное «я».

Путешествия.
Начните с мест, где вы хотели бы побывать. Хотите попасть в Тибет? Отправляйтесь туда. В Париж? Пожалуйста. Куда вы всегда мечтали попасть? Дело не в том, чтобы просто куда-то попасть — это нечто вроде путешествия. Сознательно направляйте себя к цели. Вы можете отправиться в другую страну или в чистую землю, где нет никакой скверны. Или совершить перелет на другую планету или в такое место, которое не видели много лет, или на дно океана.

Способность видеть.
Постарайтесь увидеть то, чего не видели прежде. Видели ли вы когда-нибудь Гуру Ринпоче? Тапихрицу? Христа? Теперь можете. Видели ли вы Шамбалу или недра Солнца? Видели деление клеток или свое сердце, бьющееся на вершине горы Эверест, или то, что видит глаз пчелы? Придумывайте себе цели и осуществляйте их в сновидении.

Способность встречаться.
В тибетской традиции есть много историй о людях, встречавшихся в сновидениях с учителями и охранителями, с дакини и т.д. Возможно, вы ощущаете связь с учителями прошлого — так повстречайтесь с ними. А при встрече сразу же спросите, можно ли увидеться с ними еще раз. Это увеличит вероятность следующей встречи. Затем попросите учений.

Способность ощущать.
Используйте сновидения, чтобы ощутить то, чего вы еще не ощущали. Если у вас нет уверенности относительно своего переживания ригпа, получите его в сновидении. Вы сможете ощутить переживания любых мистических состояний пути, утонченных или простых. Сможете дышать в воде, как рыба, или проходить сквозь стены, или стать облаком. Сможете пересечь всю Вселенную, как луч света, или упасть с неба, как дождь. Вы сможете исполнить всё, что задумаете…

Автор Олег Белевский — преподаватель Школы внетелесных путешествий в Москве и Крыму

Самое интересное на нашем сайте:

_______________________